Решение Советского суда по Делу № 2-26422022 — М-28032022 о необходимости встать на учет НВОС при применении автоклавов — Сервис СЭАОВ — проверка контрагентов по утилизации медотходов

Решение Советского суда по Делу № 2-26422022 — М-28032022 о необходимости встать на учет НВОС при применении автоклавов

Скачать документ

Информация по делу
Дело № 2-2642/2022 ~ М-2803/2022
УИД №

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Лебедевой О.В.,

при секретаре Кулишовой М.В., при помощнике Варченко Т.С., с участием представителя истца Урусова Р.Ю.., представителей ответчика Ким Т.В., Фаворова А.В., представителя третьего лица Саввиной О.В.,

18.10.2022 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская детская клиническая больница № 3» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к БУЗ ОО «Городская детская клиническая больница № 3» об обязании совершить определенные действия. В обоснование исковых требований указал, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения директора ООО «Экосфера» и решения от …. № проведена проверка соблюдения федерального законодательства об обращении с отходами производства и потребления, с медицинскими отходами, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обращении с перечисленными категориями отходов в деятельности БУЗ ОО «ГДКБ № 3», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. БУЗОО «ГДКБ № 3» на основании лицензии от …. № № осуществляет медицинскую деятельность, в ходе которой образуются медицинские отходы различных классов опасности. В соответствии с п. 164 СанПин 2.1.3684-21 в БУЗОО «ГДКБ № 3» разработана и утверждена схема обращения с медицинскими отходами, предусматривающая осуществление по адресу: адрес, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В физическим методом обеззараживания (обеззараживания насыщенными водяным паром вод давлением в условиях предварительного вакуума) с последующей механической деструктуризацией, путем прессования, посредством установки для обезвреживания медицинских отходов «БАЛТНЕР II-100 НЕКСТ».

В результате указанного способа обезвреживания (обеззараживания) медицинских отходов образуются отходы обеззараживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные, относящиеся к V классу опасности для окружающей среды. БУЗОО «ГДКБ № 3» не обеспечена постановка на государственный учет объекта НВОС участка обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В, обустроенного по адресу: адрес, в связи с чем декларация о воздействии на окружающую среду в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области не представлена, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также программа производственного экологического контроля не разработаны и не утверждены, плата за НВОС в установленном порядке в 2021 году, а также истекшем периоде 2022 г. не внесена, декларация о плате за НВОС за 2021 г. в Сибирское межрегиональное управление Роспотребнадзора не направлена. Производственный экологический контроль не осуществляется, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в 2021 г. в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области в установленный срок не представлен. В нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ, п.п. 4, 9, 14-16 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от …. №, в БУЗОО «ГДКБ № 3» не обеспечена полнота, непрерывность и достоверность учета отходов, образующихся в результате обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В физическим методом обеззараживания (обеззараживания насыщенным водяным паром под давлением в условиях предварительного вакуума) с последующей механической деструктуризацией, путем прессования, посредством установки для обезвреживания медицинских отходов «БАЛТНЕР II-100 НЕКСТ» — отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные.

В нарушение требований закона БУЗОО «ГДКБ № 3» не обеспечено представление в уполномоченный орган (Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора) отчета № 2-ТП (отходы) за 2021 г. В рамках проверки установлено, что накопление отходов классов А, а также отходов обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные перед их передачей сторонним организациям для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, осуществляется на специальных площадках накопления отходов, оборудованных на территории БУЗОО «ГДКБ № 3» по следующим адресам: адрес, литер А, а также: адрес, литер А. Сбор, транспортирование и передача накопленных отходов с указанных категорий и классов опасности на размещение фактически осуществляется ООО «Полигон» на основании контракта №, заключенного …. с БУЗОО «ГДКБ № 3». Пунктом 1.1 данного контракта предусмотрено, что ООО «Полигон» отказывает БУЗОО «ГДКБ № 3» услуги по сбору, транспортированию и передаче на размещение исключительно медицинских отходов класса А. Положений об оказании аналогичных услуг в отношении отходов обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные, относящиеся к V классу опасности, контракт от …. № не содержит. Иные договоры (контракты), касающиеся вопросов оказания соответствующих услуг в отношении поименованных отходов, в ходе проверки БУЗОО «ГДКБ № 3» не представлены.

После накопления отходов обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные БУЗОО «ГДКБ № 3» не обеспечена надлежащая передача данных отходов для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. По итогам проверки в деятельности БУЗОО «ГДКБ № 3» выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также норм в области государственной статистики, в своей совокупности нарушающие права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. По результатом проверки Омским межрайонным природоохранным прокурором главному врачу БУЗОО «ГДКБ № 3» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от …. №. Согласно ответу главного врача БУЗОО «ГДКБ № 3» от …. № представление отклонено со ссылкой на неправильное применение Омской межрайонной природоохранной прокуратурой норм федерального законодательства и соответствие деятельности БУЗ ОО «ГДКБ № 3» по обращению с медицинскими отходами санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Просил обязать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская детская клиническая больница № 3» не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган исполнительной власти заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в отношении участка обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В, обустроенного по адресу адрес, оформленную в соответствии с приказом Минприроды России от …. №, обязать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская детская клиническая больница № 3» организовать учет отходов, образующихся в результате обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В физическим методом обеззараживания (обеззараживание насыщенным водяным паром под давлением в условиях предварительного вакуума) с последующей механической деструктуризацией, путем прессования, посредством установки для обезвреживания медицинских отходов «БАЛТНЕР II-100 НЕКСТ» — «отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные» (код Федерального классификационного каталога отходов, утвержденные приказом Росприроднадзора от …. № 242 – 74784355715 и «отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) ваккуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, содержащие преимущественно текстиль, резину, бумагу, практически не опасные» (код Федерального классификационного каталога отходов, утвержденные приказом Росприроднадзора от …. № 242 – 74784351715, в соответствии с требованиями Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от …. №.

В судебном заседании помощник Омского межрайонного природоохранного прокурора Урусов Р.Ю. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности – Ким Т.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель ответчика по доверенности – Фаворов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности — Саввина О.В. в судебном заседании доводы иска посчитала подлежащими удовлетворению.

Третьи лица Министерство здравоохранения Омской области, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, Управление Роспотребнадзора по Омской области, ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Омской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращения директора ООО «Экосфера» и решения от …. № проведена проверка соблюдения федерального законодательства об обращении с отходами производства и потребления, с медицинскими отходами, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при обращении с перечисленными категориями отходов в деятельности БУЗ ОО «ГДКБ № 3», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской

Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские отходы — все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс «А» — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс «Б» — эпидемиологически опасные отходы;
3) класс «В» — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс «Г» — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс «Д» — радиоактивные отходы.

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
БУЗОО «ГДКБ № 3» на основании лицензии от …. № № осуществляет медицинскую деятельность, в ходе которой образуются медицинские отходы различных классов опасности.

В соответствии с п. 164 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от …. №, в БУЗОО «ГДКБ № 3» разработана и утверждена схема обращения с медицинскими отходами, предусматривающая осуществление по адресу: адрес, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В физическим методом обеззараживания (обеззараживания насыщенными водяным паром вод давлением в условиях предварительного вакуума) с последующей механической деструктуризацией, путем прессования, посредством установки для обезвреживания медицинских отходов «БАЛТНЕР II-100 НЕКСТ».

В результате указанного способа обезвреживания (обеззараживания) медицинских отходов образуются отходы обеззараживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные, относящиеся к V классу опасности для окружающей среды в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ.

Согласно ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Приказом Минприроды России от 12.08.2022 N 532 утверждена форма заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также п.п. 29 п. 2 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2398, осуществления на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по обеззараживанию и (или) обезвреживанию биологических и (или) медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 т. В сутки) является критерием отнесения такого объектам к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно п. 1, 2, 7 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 2, 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Юридические лица обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным (п. 7 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 1 Порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом № 74).

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическими лицам, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты их размещения.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В силу п. 3, 4, 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода (календарный год), в порядке, установленном ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ, с учетом корректировки ее размера вносится е позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, представляют в уполномоченный

Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В БУЗОО «ГДКБ № 3» не обеспечена постановка на государственный учет объекта НВОС участка обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В, обустроенного по адресу: адрес, в связи с чем декларация о воздействии на окружающую среду в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области не представлена, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также программа производственного экологического контроля не разработаны и не утверждены, плата за НВОС в установленном порядке в 2021 году, а также истекшем периоде 2022 г. не внесена, декларация о плате за НВОС за 2021 г. в Сибирское межрегиональное управление Роспотребнадзора не направлена. Производственный экологический контроль не осуществляется, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в 2021 г. в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области в установленный срок не представлен.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Пунктом 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028 предусмотрено, что учету подлежат все виды отходов I – V классов опасности, которые образуют юридические лица.

Учет образовавшихся, отработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отход от других лиц, а также размещения отходов (п. 9 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028).

В случае ведения учета в электронном виде обобщенные данные учета по итогам календарного года выводятся на бумажный носитель с соблюдением требований, указанных в пунктах 12 — 13 настоящего Порядка (п. 14 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028).
Обобщенные данные учета по итогам календарного года на бумажном носителе заверяются подписью должностного лица, ответственного за ведение учета в области обращения с отходами отдельно по каждому объекту НВОС, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом (п. 14 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028).

В силу п. 15 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028 индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования (п. 16 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028).

В нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ, п.п. 4, 9, 14-16 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 г. № 1028, в БУЗОО «ГДКБ № 3» не обеспечена полнота, непрерывность и достоверность учета отходов, образующихся в результате обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В физическим методом обеззараживания (обеззараживания насыщенным водяным паром под давлением в условиях предварительного вакуума) с последующей механической деструктуризацией, путем прессования, посредством установки для обезвреживания медицинских отходов «БАЛТНЕР II-100 НЕКСТ» — отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные.

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно приказу Росстата от 09.10.2020 г. № 627 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, предоставляют форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

В нарушение требований закона БУЗОО «ГДКБ № 3» не обеспечено представление в уполномоченный орган (Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора) отчета № 2-ТП (отходы) за 2021 г.

В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов – это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; размещение отходов — хранение и захоронение отходов.

Статьей 22 Федерального закона № 52-ФЗ, ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 3, 216 СанПиН 2.1.3684-21, предусмотрено, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, в том числе п.п. 3-10 СанПиН 2.1.3684-21.

В рамках прокурорской проверки установлено, что накопление отходов классов А, а также отходов обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные перед их передачей сторонним организациям для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, осуществляется на специальных площадках накопления отходов, оборудованных на территории БУЗОО «ГДКБ № 3» по следующим адресам: адрес, а также: адрес.

Сбор, транспортирование и передача накопленных отходов с указанных категорий и классов опасности на размещение фактически осуществляется ООО «<данные изъяты>» на основании контракта №, заключенного …. с БУЗОО «ГДКБ № 3».

Пунктом 1.1 данного контракта предусмотрено, что ООО «<данные изъяты>» отказывает БУЗОО «ГДКБ № 3» услуги по сбору, транспортированию и передаче на размещение исключительно медицинских отходов класса А. Положений об оказании аналогичных услуг в отношении отходов обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные, относящиеся к V классу опасности, контракт от …. № не содержит. Иные договоры (контракты), касающиеся вопросов оказания соответствующих услуг в отношении поименованных отходов, в ходе проверки БУЗОО «ГДКБ № 3» не представлены.

После накопления отходов обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные БУЗОО «ГДКБ № 3» не обеспечена надлежащая передача данных отходов для их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

По итогам прокурорской проверки в деятельности БУЗОО «ГДКБ № 3» выявлены нарушения законодательства об охране окружающей среды, об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также норм в области государственной статистики, в своей совокупности нарушающие права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

По результатам проверки Омским межрайонным природоохранным прокурором главному врачу БУЗОО «ГДКБ № 3» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от …. №

Согласно ответу главного врача БУЗОО «ГДКБ № 3» от …. г. № № представление отклонено со ссылкой на неправильное применение Омской межрайонной природоохранной прокуратурой норм федерального законодательства и соответствие деятельности БУЗ ОО «ГДКБ № 3» по обращению с медицинскими отходами санитарно-эпидемиологическим требованиям.

До настоящего времени требования Омского межрайонного природоохранного прокурора ответчиком не исполнены, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Омского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская детская клиническая больница № 3» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить в уполномоченный орган исполнительной власти заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в отношении участка обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В, обустроенного по адресу адрес, оформленную в соответствии с приказом Минприроды России от …. №.

Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская детская клиническая больница № 3» организовать учет отходов, образующихся в результате обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов классов Б и В физическим методом обеззараживания (обеззараживание насыщенным водяным паром под давлением в условиях предварительного вакуума) с последующей механической деструктуризацией, путем прессования, посредством установки для обезвреживания медицинских отходов «БАЛТНЕР II-100 НЕКСТ» — «отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные» (код Федерального классификационного каталога отходов, утвержденные приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 – 74784355715 и «отходы обезвреживания медицинских отходов классов Б и В (кроме биологических) ваккуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, содержащие преимущественно текстиль, резину, бумагу, практически не опасные» (код Федерального классификационного каталога отходов, утвержденные приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 – 74784351715, в соответствии с требованиями Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 года № 1028.

Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская детская клиническая больница № 3» в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Советский районный суд адрес в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме …..