Решение УФАС МО от 11.01.2024 по делу № 050/06/105–50581/2023 по применению для медотходов холодильников с РУ — Сервис СЭАОВ — проверка контрагентов по утилизации медотходов

Решение УФАС МО от 11.01.2024 по делу № 050/06/105–50581/2023 по применению для медотходов холодильников с РУ

Скачать документ

Заказчик:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Подольская областная клиническая больница»
Кирова ул., д. 38, г. Подольск, Московская обл., 142110
medsnab-pgkb@mail.ru

Оператор электронной площадки:
ООО «РТС-тендер»
Долгоруковская ул., д. 38, стр. 1,
Москва, 127006
ko@rts-tender.ru

РЕШЕНИЕ
по делу № 050/06/105–50581/2023 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
11.01.2024 Москва

 

Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Управление, Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Трансмед» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Подольская областная клиническая больница» (далее — Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание комплексной услуги по организации временного хранения (накопления), сбору, транспортированию, обезвреживанию и конечному размещению медицинских отходов классов Б и В (извещение № 0348500003523000366 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)) (далее – Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

УСТАНОВИЛА:

В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено – 21.12.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 8 526 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок – 29.12.2023;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 4 заявки от участников закупки.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования в Техническом задании.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Заказчиком в Техническом задании документации о Аукционе установлено, в том числе следующее:

«Исполнитель должен соответствовать всем требованиям, установленным в настоящем Техническом задании по транспортированию и обезвреживанию централизованным способом медицинских отходов класса «Б» и отходов класса «В».

Исполнитель обязан в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента начало оказания услуг предоставить Заказчику заверенные копии документов, подтверждающих соответствия требованиям законодательства РФ, а именно:
— Паспорт на оборудование (установку) применяемую Исполнителем для обезвреживания медицинских отходов класса «Б» в соответствии с требованием Санитарного законодательства
— «Экспертное заключения» выданное территориальным подразделением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». В экспертном заключении прописывается область применения оборудования (установки) для обезвреживания медицинских отходов класса «Б» и «В».
— Санитарно – эпидемиологическое заключение на санитарно — защитную зону, выданную территориальным Управлением Роспотребнадзора РФ.
— Свидетельство, определяющие оценку степени негативного воздействия предприятия (стационарного источника) на качество атмосферного воздуха, с указанием категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Свидетельство выдается территориальным Управлением Росприроднадзора РФ.
— Декларация о негативном воздействии на окружающую среду при обезвреживании медицинских отходов, зарегистрированную в территориальной службе, осуществляющей контроль и мониторинг качество атмосферного воздуха.
— Заключение, подтверждающую прохождение государственной экологической экспертизы на объект и/или оборудование по обезвреживанию / уничтожению медицинских отходов класса опасности «Б» и «В».
— Медицинские книжки сотрудников, занятых транспортированием медицинских отходов «Б» и «В». В медицинских книжках должны быть отражены отметки о прохождении предварительных (при приёме на работу) и периодических медицинские осмотры, а также отражены отметки прохождения профилактической иммунизации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
— Скан – копию договора на установку системы «ГЛОНАСС» на спецтранспорт Исполнителя. В договоре и/или в Приложении к договору должны быть прописаны гос.

Регистрационные номера используемого Исполнителем спецтранспорта согласно постановлению Правительства № 2216 от 22 декабря 2020 года»;
«Процесс обезвреживания медицинских отходов класса «Б» отходов класса «В» должен контролироваться при помощи контрольно-регистрационного оборудования, позволяющего регистрировать процесса обезвреживания, при этом Заказчик, при необходимости и по запросу, имеет право получить подтверждающую информацию о результатах каждого цикла обезвреживания».

Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
«Перечисленные Заказчиком необходимые документы не являются излишними не невыполнимыми, поскольку, к примеру наличие Паспорта на оборудование (установку) у организации, осуществляющей деятельность по обработке медицинских отходов – это лишь подтверждающий документ, о наличии специализированного оборудования, без которого исполнение контракта фактически – невозможно. К тому же в техническом задании – допущена возможность привлечения соисполнителей, для оказания услуги, таким образом в случае, если Исполнитель лично не обладает специализированным оборудованием, он не лишен возможности привлечь третье лицо, способное обеспечить ему весь перечень запрашиваемых документов.

Требования о предоставлении «Экспертного заключения» от ФБУЗ «Центр Гигиены и эпидемиологии», «санитарно-эпидемиологическое заключение на СЗЗ» и т.п. — это закономерное продолжение наличия у Организации разрешительной документации, сопутствующей осуществлению деятельности по сбору опасных и неопасных отходов. Основные нормативные акты, исходя из которых проистекают данные требования в технической документации – Федеральный закон «О санитарном благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., Федеральный закон «О защите окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., и СанПин № 2.1.7.1386-03.

Относительно довода Заявителя о том, что «…медицинские отходы не относятся к отходам I-IV класса опасности…» Заказчик поясняет следующее:

Исходя из условий технической документации, Исполнитель должен оказать услуги по обращению с медицинскими отходами. Исходя из п. 157, раздела Х, СанПин № 2.1.3684-1, термин «Обращение с отходами», включает в себя в том числе, но не исключительно — сбор (отходов из мест их временного накопления), обезвреживание (сжигание термическим методом) и размещение отходов (после их обезвреживания).

Заказчик отмечает, что в ходе его деятельности образуются отходы I-IV класса опасности, поскольку медицинские отходы класса «Б» и «В» после обезвреживания, преобразуются в отходы с кодом ФККО — 7 47 841 11 49 4 — зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция.

Вместе с тем, в соответствии с п. 160 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с медицинским отходами классов «Б» и «В», содержащими в составе токсичные вещества 1-2 классов опасности после их обеззараживания, осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса Г.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а также ч. 1 ст. 9 «Об отходах производства и потребления» только медицинские отходы класса «Г» отнесены к 1-4 классу опасности, а деятельность по обработке данного класса отходов подлежит обязательному лицензированию. Именно в связи с вышеуказанным, в техническом задании установлено требование по предоставлению собственной лицензии или лицензии подрядной организации, имеющей законные основания для окончательного законного размещения отходов. В условиях отсутствия ограничения на привлечение субподрядных организаций, данное требование не может породить правовых последствий для участников закупки в виде ограничения конкуренции»;

«Как верно указывает в жалобе Заявитель, Санитарные правила не устанавливают необходимость обеспечения данного оборудования на объекте обезвреживания, однако, ч. 2, ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ указывает на обязанность Поставщика (Исполнителя) своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта.

Помимо данного требования, вышеуказанный Закон устанавливает требование и к Заказчику о необходимости проведения экспертизы, для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказания услуги.

Без контрольно-регистрационного оборудования исполнить предписанные Законом обязанности, ни Заказчику, ни Исполнителю – не представляется возможным. В связи с этим, данное требование является обоснованным».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных условий Технического задания не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.

Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования в Техническом задании о наличии регистрационных удостоверений специализированных накопителей — холодильников.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Заказчиком в Техническом задании документации о Аукционе установлено, в том числе следующее:

Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
«Заявитель утверждает, что накопитель-холодильник – не является медицинским изделием. Заказчик убеждён, что данное утверждение является намеренным введением комиссии в заблуждение, на основании следующего:

Определение медицинского изделия, как и указывает Заявитель, действительно содержится в ст. 38 «Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Из буквального и упрощенного толкования данного определения усматривается, что медицинским изделием является — любое оборудование и изделия, применяемые в медицинских целях, отдельно или в сочетании между собой.

К тому же, в п. 2 указанной статьи, определено, что Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. По состоянию на момент подготовки настоящих возражений, действующей, является Номенклатурная классификация медицинских изделий, которая утверждена Приказом Минздрава РФ от 06.06.2012 № 4н (Приложение № 1 к Приказу), из которой усматривается, что в группе медицинских изделий «2. Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия», под номером 2.51. значатся – «холодильные\морозильные камеры и сопутствующие изделия», что однозначно указывает на то, что накопитель-холодильник – является медицинским изделием, к которому требуется регистрационное удостоверение».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанного требования в Техническом задании о наличии регистрационных удостоверений специализированных накопителей — холодильников не ограничивает количество участников закупки и не противоречит нормам Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.

Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 — 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.01.2024 №№ИЭА1 (далее — Протокол) заявка участника закупки с идентификационным номером 115676729 признана несоответствующей требованиям, установленным извещением о проведении Аукциона, по следующему основанию:
«Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона № 44-ФЗ), а именно: Участник закупки приложил договор с подрядной организацией, срок действия которого истекает ранее, чем заканчивается срок действия контракта, и следовательно срок оказания услуг по данной закупке».

Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона не установлено требований о предоставлении документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Изучив заявку участника закупки с идентификационным номером 115676729, представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям Извещения о проведении Аукциона противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о правомерности действий Аукционной комиссии.

Таким образом, действия Аукционной комиссии нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Трансмед» необоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 11.01.2024 № 050/06/105–50581/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.