Практика проведения аукционов по работе с медотходами — что думают Управления ФАС и суды о техзаданиях больниц ? — Сервис СЭАОВ — проверка контрагентов по утилизации медотходов

Практика проведения аукционов по работе с медотходами — что думают Управления ФАС и суды о техзаданиях больниц ?

Для тех, кто не знает, сначала расскажем, что государственная больница при заключении контракта на вывоз своих медотходов как правило, проводит электронный аукцион в интернете на специальном портале госзакупоу, в котором указывает техзадание для будущего исполнителя- что именно он должен сделать. Правила проведения таких аукционов описывает специальный Федеральный закон 44ФЗ, но там есть много тонкостей. Например- может ли больница включить в такое задание не только вывоз мусора, но одновременно поставку ей тары и упаковки в для отходов, оборудование места накопления холодильником для медотходов и т п…? Это совсем не такие простые вопросы как кажется! Потому что по закону — нельзя ограничивать конкуренцию между исполнителями ! а вдруг у какого то потенциального исполнителя нет вовсе этих холодильников и он не может их больнице предоставить ? не будет ли такое требование  ограничением конкуренции ? Но, с другой стороны, а может у него и машины подходящей для вывоза отходов нет ? Как же он работать собирается тогда и вообще зачем в это дело полез если у него нет оборудования ?

Иногда на эту тему разгораются жаркие споры… Разбираться в таких вопросах призвана Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС), куда можно пожаловаться если кто то считает что его интересы ущемлены… Поэтому практика работы с госконтрактами больниц — это большой труд для юристов больниц и компаний-исполнителей, которым приходится разбираться в этих тонкостях, и иногда даже судиться , отстаивая точку зрения больницы, или, наоборот, своей компании…

Сегодня мы публикуем необычный материал — итог работы юристов одной из компаний СК ПИРЕТТА.

 

Допустимо ли проводить государственные закупки услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с предоставлением расходного материала и холодильного/морозильного оборудования?

Некоторые компании, входящие в сеть ПИРЕТТА, в рамках заключенных договоров с клиентами бесплатно предоставляют лечебным учреждениям расходный материал (пакеты и контейнеры для сбора медицинских отходов, иглосборники) и холодильное / морозильное оборудование.

 

Но допустима ли такая схема работы при осуществлении государственных закупок?

 

Этот вопрос мы задали начальнику юридического отдела ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» Тимошенко-Соломатиной Анжелике. Она пояснила, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов юридического лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Холодильное / морозильное оборудование, в рамках обсуждаемых нами закупок, не переходит в собственность гос. заказчика, а предоставляется на условиях временного пользования на период действия контракта. Пакеты для сбора и хранения медицинских отходов и прочие емкости являются расходным материалом, качество которого непосредственно связано с качеством оказания услуги исполнителем по гос. контракту. Таким образом данные требования закупочной документации обусловлены потребностью государственного заказчика в поддержании, надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния в лечебном учреждении и связаны между собой единой технологической цепью и функциональным назначением.

 

Такие закупки широко распространены на территории Российской Федерации и даже имеется судебная практика по данной категории дел, например:

 

1.В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.03.2023 года № Ф07-23395/2022 по делу № А56-25295/2022 (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2022 года по делу № А56-25295/2022, оставленное без изменений судами апелляционной и кассационной инстанции), суд указал на то, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, соответственно, указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик товара, поставляемого и(или) используемого при выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Ссылка на постановление: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/6be63d63-f2ab-461a-a620-66260be8a630/325619f1-8e98-446a-908c-f5ffab3b0b7d/A56-25295-2022_20230302_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True

 

  1. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд высказал аналогичное мнение в своем постановлении от 13.01.2023 № 15АП-21107/2022 по делу № А32-22991/2022, которое было оставлено без изменений судом кассационной инстанции. Согласно решению Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2022 по делу № А32-22991/2022 расходные материалы (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.) и холодильное оборудование для хранения медицинских отходов, являются используемым при оказании услуг товаром и не являются поставкой. Данные категории связаны между собой технологически и функционально и образуют единую комплексную услугу по сбору, обезвреживанию, транспортировке, размещению медицинских отходов класса Б. Приобретая комплексную услугу по организации обращения с медицинскими отходами с применением собственных расходных материалов и холодильного оборудования исполнителя Заказчик не нарушает законодательство.

Ссылка на постановление: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/2676f6d8-2792-4d0f-9cdb-da4bca30d5b0/3d043bc2-23b5-46bd-82d2-83509bbcc6b0/A32-22991-2022_20230414_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True

 

  1. Аналогичную позицию высказал 15ый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 28.12.2023 по делу № А01-3146/2023 (15АП-19954/2023). Ссылка на постановление: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/27022a62-873f-46a1-a282-09eb120d2786/5f3fc29a-5848-413e-b764-d82935202185/A01-3146-2023_20231228_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True

 

  1. В постановление 15го арбитражного апелляционного суда от 10.02.2024 по делу № А32-37903/2023 (15АП-414/2024) также была подтверждена законность проведения такого рода гос. закупок. Ссылка на постановление: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/37389cbc-b3a1-4305-99ab-d976a4242b66/157572ea-9ae4-4c1b-9449-f602e3fddd19/A32-37903-2023_20240210_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True

 

  1. Аналогичные требования тех. задания были и предметом рассмотрения Арбитражным судом Краснодарского края по делу № А32-15533/2023. Ссылка на решение суда: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/c5ff8b6e-2360-4406-8026-4aec72b65524/ce83a509-af0b-4732-8ada-08418dfeca5c/A32-15533-2023_20230828_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True

 

Управления ФАС в различных регионах нашей страны также становятся на сторону заказчика при рассмотрении жалоб на подобные требования в закупочной документации, например:

 

1.Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 16.01.2023 по делу № 067/06/33-677/2022.

См. внизу страницы раздел «Сведения о результатах рассмотрения жалобы» https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2242133

 

  1. Решение Московского областного УФАС России от 12.01.2021 по делу № 50/06/53828ип/21.

См. внизу страницы раздел «Сведения о результатах рассмотрения жалобы» https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2176718

 

  1. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24.11.2022 по делу № 023/06/99-5686/2022

См. внизу страницы раздел «Сведения о результатах рассмотрения жалобы» https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2232752

 

  1. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22.11.2022 по делу № 023/06/33-5628/2022.

См. внизу страницы раздел «Сведения о результатах рассмотрения жалобы» https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2232239

 

По данному вопросу также имеются официальные письма гос. органов, например:

1.Письмо Министерства финансов РФ от 07.07.2023 № 24-06-09/63552.

Указанное письмо отражает правовую позицию федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, уполномоченного в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которой Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота разноименных товаров, работ и услуг.

Также отмечено, что заказчик самостоятельно формирует объект закупки и устанавливает требования к товарам, работам и услугам, являющимся предметом закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В целях недопущения ограничения количества участников закупки, а также эффективного расходования бюджетных средств вопрос о формировании предмета закупки необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, входящих в предмет закупки.

 

  1. ФАС РФ в письме от 16.05.2023 № 28/37869/23 сообщило: «Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, расходные материалы (контейнеры, пакеты, ёмкости и т.д.) для сбора и хранения медицинских отходов классов Б и В функционально и технологически связаны с системой сбора, хранения, размещения, транспортирования и обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов и объединение в один лот деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов классов Б и В и предоставлению расходных материалов для их сбора и хранения не приведет к ограничению конкуренции».

 

3.Позиция УФАС по Архангельской области изложена в письме от 03.05.2023 № 2280/23: «Таким образом, в случае, если не осуществляется закупка морозильного/холодильного оборудования (ёмкостей для сбора медицинских отходов) и услуг по вывозу медицинских отходов, они не образуют отдельный объект закупки, а предусмотрено их предоставление на период оказания услуг для складирования отходов и дальнейшего в них перемещения, отсутствуют какие-либо основания для вывода о том, что услуги технологически и функционально не связаны с предметом закупки».

 

  1. Аналогичная правовая позиция изложена УФАС по Волгоградской области в письме № ИН/3335/23 от 10.05.2023: «Вместе с тем, считаю необходимым сообщить, что положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) не содержат отдельных правил в части формирования объекта закупки и объединения в одну закупку товаров, работ и услуг. Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о формировании лота принимается Заказчиком самостоятельно в каждом конкретном случае исходя из своих потребностей и данное решение зависит от технологических и функциональных связей между товарами, работами и услугами. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, определять его содержание, с учетом того, что это не приводит к необоснованному ограничению конкуренции… Таким образом, решение об объединении в один лот услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с предоставлением сопутствующих товаров, обусловленных потребностью в поддержании надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния в лечебном учреждении будет приниматься в каждом случае Заказчиком самостоятельно исходя из своих потребностей с учетом того, что данное объединение в один лот будет осуществлено между товарами, работами, услугами, технологически и функционально связанными между собой, а также что такие требования не будет влечь за собой ограничение количества участников закупки».

 

  1. Письмо Брянского УФАС России от 05.07.2023 № НС/3972/23.

Указанное письмо отражает правовую позицию антимонопольного органа, согласно которой заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки Заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Решение об объединении в один предмет закупки услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с предоставлением сопутствующих товаров должно приниматься в каждом конкретном случае Заказчиком, исходя из своих потребностей и с учетом того, чтобы данное объединение не повлекло нарушений требований законодательства РФ о контрактной системе, антимонопольного законодательства и ограничение количества участников закупки.

 

  1. Омское УФАС России в письме от 27.07.2023 № ТШ/4503/23 высказало следующую правовую позицию: «Порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о формировании лота принимается заказчиком самостоятельно в каждом конкретном случае исходя из своих потребностей и данном решение зависит от технологических и функциональных связей между товарами, работами и услугами».

 

Таким образом очевидно, что проведение гос. закупок услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с предоставлением расходного материала и холодильного/морозильного оборудования не противоречит российскому законодательству. А для государственного заказчика наиболее предпочтителен выбор комплексной услуги, включающей в себя не только организацию вывоза и обезвреживания медицинских отходов, но и предоставление ему расходных материалов и холодильного / морозильного оборудования. Такой способ дает возможность максимальным образом обеспечить выполнение требований по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния населения, санитарно-эпидемиологической обстановки, снижению вредного воздействия на человека, способствует выполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и позволяет наиболее эффективным образом расходовать выделенные для нужд лечебного учреждения бюджетные средства.