Для тех, кто не знает, сначала расскажем, что государственная больница при заключении контракта на вывоз своих медотходов как правило, проводит электронный аукцион в интернете на специальном портале госзакупоу, в котором указывает техзадание для будущего исполнителя- что именно он должен сделать. Правила проведения таких аукционов описывает специальный Федеральный закон 44ФЗ, но там есть много тонкостей. Например- может ли больница включить в такое задание не только вывоз мусора, но одновременно поставку ей тары и упаковки в для отходов, оборудование места накопления холодильником для медотходов и т п…? Это совсем не такие простые вопросы как кажется! Потому что по закону — нельзя ограничивать конкуренцию между исполнителями ! а вдруг у какого то потенциального исполнителя нет вовсе этих холодильников и он не может их больнице предоставить ? не будет ли такое требование ограничением конкуренции ? Но, с другой стороны, а может у него и машины подходящей для вывоза отходов нет ? Как же он работать собирается тогда и вообще зачем в это дело полез если у него нет оборудования ?
Иногда на эту тему разгораются жаркие споры… Разбираться в таких вопросах призвана Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС), куда можно пожаловаться если кто то считает что его интересы ущемлены… Поэтому практика работы с госконтрактами больниц — это большой труд для юристов больниц и компаний-исполнителей, которым приходится разбираться в этих тонкостях, и иногда даже судиться , отстаивая точку зрения больницы, или, наоборот, своей компании…
Сегодня мы публикуем необычный материал — итог работы юристов одной из компаний СК ПИРЕТТА.
Допустимо ли проводить государственные закупки услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с предоставлением расходного материала и холодильного/морозильного оборудования?
Некоторые компании, входящие в сеть ПИРЕТТА, в рамках заключенных договоров с клиентами бесплатно предоставляют лечебным учреждениям расходный материал (пакеты и контейнеры для сбора медицинских отходов, иглосборники) и холодильное / морозильное оборудование.
Но допустима ли такая схема работы при осуществлении государственных закупок?
Этот вопрос мы задали начальнику юридического отдела ООО «ПИРЕТТА-ТЕХНОЛОГИИ» Тимошенко-Соломатиной Анжелике. Она пояснила, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов юридического лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Холодильное / морозильное оборудование, в рамках обсуждаемых нами закупок, не переходит в собственность гос. заказчика, а предоставляется на условиях временного пользования на период действия контракта. Пакеты для сбора и хранения медицинских отходов и прочие емкости являются расходным материалом, качество которого непосредственно связано с качеством оказания услуги исполнителем по гос. контракту. Таким образом данные требования закупочной документации обусловлены потребностью государственного заказчика в поддержании, надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния в лечебном учреждении и связаны между собой единой технологической цепью и функциональным назначением.
Такие закупки широко распространены на территории Российской Федерации и даже имеется судебная практика по данной категории дел, например:
1.В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.03.2023 года № Ф07-23395/2022 по делу № А56-25295/2022 (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2022 года по делу № А56-25295/2022, оставленное без изменений судами апелляционной и кассационной инстанции), суд указал на то, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, соответственно, указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик товара, поставляемого и(или) используемого при выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Ссылка на постановление: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/6be63d63-f2ab-461a-a620-66260be8a630/325619f1-8e98-446a-908c-f5ffab3b0b7d/A56-25295-2022_20230302_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True
Ссылка на постановление: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/2676f6d8-2792-4d0f-9cdb-da4bca30d5b0/3d043bc2-23b5-46bd-82d2-83509bbcc6b0/A32-22991-2022_20230414_Postanovlenie_kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True
Управления ФАС в различных регионах нашей страны также становятся на сторону заказчика при рассмотрении жалоб на подобные требования в закупочной документации, например:
1.Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 16.01.2023 по делу № 067/06/33-677/2022.
См. внизу страницы раздел «Сведения о результатах рассмотрения жалобы» https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2242133
См. внизу страницы раздел «Сведения о результатах рассмотрения жалобы» https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2176718
См. внизу страницы раздел «Сведения о результатах рассмотрения жалобы» https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2232752
См. внизу страницы раздел «Сведения о результатах рассмотрения жалобы» https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/complaint-information.html?id=2232239
По данному вопросу также имеются официальные письма гос. органов, например:
1.Письмо Министерства финансов РФ от 07.07.2023 № 24-06-09/63552.
Указанное письмо отражает правовую позицию федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, уполномоченного в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которой Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также не установлены ограничения на размещение в рамках одного лота разноименных товаров, работ и услуг.
Также отмечено, что заказчик самостоятельно формирует объект закупки и устанавливает требования к товарам, работам и услугам, являющимся предметом закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В целях недопущения ограничения количества участников закупки, а также эффективного расходования бюджетных средств вопрос о формировании предмета закупки необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, входящих в предмет закупки.
3.Позиция УФАС по Архангельской области изложена в письме от 03.05.2023 № 2280/23: «Таким образом, в случае, если не осуществляется закупка морозильного/холодильного оборудования (ёмкостей для сбора медицинских отходов) и услуг по вывозу медицинских отходов, они не образуют отдельный объект закупки, а предусмотрено их предоставление на период оказания услуг для складирования отходов и дальнейшего в них перемещения, отсутствуют какие-либо основания для вывода о том, что услуги технологически и функционально не связаны с предметом закупки».
Указанное письмо отражает правовую позицию антимонопольного органа, согласно которой заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки Заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Решение об объединении в один предмет закупки услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с предоставлением сопутствующих товаров должно приниматься в каждом конкретном случае Заказчиком, исходя из своих потребностей и с учетом того, чтобы данное объединение не повлекло нарушений требований законодательства РФ о контрактной системе, антимонопольного законодательства и ограничение количества участников закупки.
Таким образом очевидно, что проведение гос. закупок услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с предоставлением расходного материала и холодильного/морозильного оборудования не противоречит российскому законодательству. А для государственного заказчика наиболее предпочтителен выбор комплексной услуги, включающей в себя не только организацию вывоза и обезвреживания медицинских отходов, но и предоставление ему расходных материалов и холодильного / морозильного оборудования. Такой способ дает возможность максимальным образом обеспечить выполнение требований по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния населения, санитарно-эпидемиологической обстановки, снижению вредного воздействия на человека, способствует выполнению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и позволяет наиболее эффективным образом расходовать выделенные для нужд лечебного учреждения бюджетные средства.