Долгий суд над экс-главой донской медицины Татьяной Быковской окончился обвинительным приговором — Сервис СЭАОВ — проверка контрагентов по утилизации медотходов

Долгий суд над экс-главой донской медицины Татьяной Быковской окончился обвинительным приговором

https://dzen.ru/a/ZgeeyBYZ8A5Z0FS9

Судебный процесс над Татьяной Быковской и Станиславом Беседовским в Кущевском райсуде начался в июле 2022 и закончился в марте 2024 года

Бывший министр здравоохранения Ростовской области и ее заместитель были обвинены по статье 286 уголовного кодекса: «Превышение должностных полномочий». Суть обвинения сводилась к тому, что чиновники оказывали покровительство компании «Центр 100 Ростов-на-Дону», помогая ей выигрывать торги на право утилизации медицинских отходов. Другие фирмы проигрывали торги либо вообще не допускались к ним.

Беседовский обвинялся по части 1 статьи 286, и ему грозило лишение свободы на срок до 4 лет. Быковская, как лицо, занимающее государственную должность субъекта РФ, обвинялась по части 2 статьи 286, и ей грозило наказание до 7 лет лишения свободы.

В качестве места правосудия им был определен Кущевский районный суд Краснодарского края. Официально выбор этого райсуда никак не объяснялся, однако перенос рассмотрения дел региональных чиновников в другие субъекты страны довольно распространен на практике. Предполагается, что судьи в другой области будут независимы от региональных властей, где работал провинившийся чиновник.

К началу процесса подсудимые находились под подпиской о невыезде, поэтому на заседания они приезжали сами. Благо – станица Кущевская совсем недалеко от Ростова. То, что подсудимые находились не под стражей, давало основания для предположений, что и наказание суд может назначить мягкое, несвязанное с лишением свободы.

На первом же открытом заседании Татьяна Быковская выступила против разрешения представителям СМИ проводить фото- и видеофиксацию судебного процесса. Журналистам, сфотографировавшим ее у входа в райсуд, она пригрозила судебными разбирательствами в случае публикации снимков. Очевидно, что Быковская рассчитывала на благополучный исход дела и не хотела, чтобы ее изображения на фоне райсуда тиражировались в СМИ.

Быковскую и Беседовского первоначально защищали шесть адвокатов, в том числе приглашенные из Москвы. Оба подсудимых не признали вины, заявляя, что своими приказами не нарушали закона.

Татьяна Быковская и Станислав Беседовский в Кущёвском райсуде. Коллаж «Блокнот Ростов»

В ходе процесса были заслушаны показания свидетелей обвинения и защиты, озвучены различные доказательства, в том числе записи телефонных переговоров фигурантов уголовного дела. Оказалось, что специалисты ФСБ прослушивали разговоры чиновников, записывали их беседы в кабинетах. Озвучены были разговоры Быковской даже с губернатором Ростовской области Василием Голубевым.

В качестве своих свидетелей сторона защиты пригласила немало руководителей медучреждений, которые только положительно отзывались о своих бывших начальниках, поддерживали версию защиты об отсутствии криминала в деяниях министра и ее зама. Но были и обратные примеры. Так, бывшая главврач РОКБ №2 Наталья Домашенко заявила, что подсудимые вынуждали ее заключить договор с «Центром 100», несмотря на дороговизну услуг этой компании. Разногласия с руководителями ростовского минздрава вынудили Домашенко уволиться с должности главврача.

Подсудимые и сторона защиты, как и ожидалось, ставили под сомнение достоверность показаний этого свидетеля. Защитники отстаивали версию, что обвинительные показания свидетельницы – результат конфликта между Быковской и Домашенко.

Допрошены были в качестве свидетелей также некоторые депутаты Законодательного собрания и чиновники облправительства, включая нынешнего министра имущественных и земельных отношений Ростовской области Евгения Осыченко.

Первоначально судебный процесс тянулся очень неспешно. Допрашивались десятки свидетелей, читались многие тома документов. Заседания проходили раз в неделю, а то и реже. Некоторые заседания прерывались в середине дня, так как столичным адвокатам еще надо было успеть доехать до аэропортов Краснодарского края или Ставрополья, чтобы вернуться домой. Судья разрешал подсудимым покидать Ростовскую область, чтобы полечиться в санаториях.

Спустя почти год после начала процесса, в июне 2023 года, производство по делу было даже приостановлено на полтора месяца: Станислав Беседовский представил документы о том, что ему требуется лечение. Замедление процесса давало основания предположить, что Беседовский может уйти от уголовного наказания по срокам давности.

Ситуация резко поменялась 20 октября 2023 года. В этот день прокуратура попросила суд заключить обоих подсудимых под стражу. Среди оснований было указано, что экс-руководители минздрава Ростовской области сохранили влияние в медицинской среде региона и могут оказывать давление на свидетелей. В этот же день судья Дмитрий Бондарь удовлетворил требование прокуратуры. Быковская была арестована сроком на полгода, а Беседовский – на три месяца.

На последующие заседания подсудимых, содержавшихся в СИЗО Армавира, уже привозил конвой. Быковская и Беседовский теперь не сидели рядом со своими адвокатами, а занимали место на скамье подсудимых в «аквариуме».

Последние месяцы перед приговором Татьяна Быковская провела под стражей. Фото: Дмитрий Ремизов

Так прошло еще три месяца, и наступил 2024 год. 19 января Станислав Беседовский был освобожден из-под стражи, его преследование было прекращено в связи с истечением срока давности: с момента совершения преступления прошло уже шесть лет. Таким образом, очевидная ставка на затягивание процесса оправдала себя, и бывший замминистра вышел на свободу, хоть и по нереабилитирующим основаниям.

Такой сценарий был практически невозможен в случае с Быковской: по ее статье сроки давности заканчивались лишь через десять лет после окончания преступления, то есть в 2028 году.

5 марта 2024 года в судебном процессе начались прения сторон. Первой выступила сторона обвинения, и прокурор предложила приговорить Быковскую к 5 годам колонии общего режима.

Спустя неделю выступили адвокаты. Они предложили суду признать Быковскую невиновной, либо вернуть дело «на доследование» прокурору, либо истолковать действия министра по лоббированию интересов «Центра 100» как «крайняя необходимость».

В своем последнем слове Татьяна Быковская повторила, что не признает себя виновной и попросила суд оправдать ее либо назначить минимальную меру наказания.

29 марта судья Кущевского райсуда огласил приговор: 4 года и шесть месяцев лишения свободы. Еще два года экс-министр не сможет занимать должности в госструктурах.

Татьяна Быковская и ее адвокаты, несомненно, будут обжаловать решение райсуда. Апелляционной инстанцией будет Краснодарский краевой суд.