Письмо Роспотребнадзора от 13.12.17 №01-04/34164-17-13 в Законодательное Собрание Краснодарского Края о централизованном обезвреживании медотходов — Сервис СЭАОВ — проверка контрагентов по утилизации медотходов

Письмо Роспотребнадзора от 13.12.17 №01-04/34164-17-13 в Законодательное Собрание Краснодарского Края о централизованном обезвреживании медотходов

Скачать документ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты

прав потребителей и благополучия человека

Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав

потеьителей и благополучия человека по Краснодарскому Краю

350000 Краснодар ул Рашпилевская 100

«13» декабря 2017 г №01-04/34164-17-13

по вопросу обращения с медицинскими отходами

Законодательное собрание Краснодарского края

Комитет по вопросам использования природных ресурсов,

экологической безопасности, санаторно-курортного

комплекса и туризма

А.В.Булдину

 

 

Уважаемый Андрей Владимирович !

Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю по итогам состоявшегося 27.11.17 совещания по вопросу обращения с медицинскими отходами с Вашим участием, считаем нужным проинформировать о позиции Управления Роспотребнадзора Краснодарского Края в части создания в Краснодарском крае централизованной и децентрализованных схем по работе с медицинскими отходами.

До настоящего времени остается не решенной проблема утилизации медицинских отходов, содержащих в своем составе широкий спектр компонентов, в том числе высокотоксичных, радиоактивных, инфицированных, биологических, которые относятся к категории опасных в санитарно-эпидемиологическом отношении.

Непосредственно обращение с медицинскими отходами регулируется нормами «Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 163 (далее — СанПИН 2.1.7.2790-10). И этим, в принципе, основное правовое регулирование обозначенной области исчерпывается. Деятельность по обращению с медицинскими отходами не подлежит лицензированию и, соответственно, не требуется получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии зданий, строений, сооружений и иного имущества, предполагаемых для осуществления деятельности по обращению с отходами медицинских и фармацевтических организаций.

В настоящее время большинство лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края утилизацию медицинских отходов осуществляет в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 (п. 4.10) по централизованной схеме обезвреживания на местах, когда не обеззараженные медицинские отходы накапливаются в ЛПУ в специальных холодильных накопителях, либо после обеззараживания химическими или физическими методами транспортируются специализированным транспортом (СанПиН 2.1.7.2790-10 п. 6.2 и 7.8) с территории организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов и подвергаются термическому обезвреживанию (СанПиН 2.1.7.2790-10 п.5.9) на территории специализированных предприятий.

В случае применения децентрализованной схемы к лечебно-профилактическим учреждениям, осуществляющим аппаратные методы утилизации медицинских отходов, будут применяться следующие требования, для выполнения которых необходимы дополнительные бюджетные средства и получение необходимой разрешительной документации, а именно:

  1. В соответствии с ФЗ -52 от 30.09.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» (ст. 22) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами, поэтому в местах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления организациями должен осуществляться радиационный контроль.
    В связи с тем, что на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК (СанПиН 2.1.6,1032-Ol «»Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» п. 2.2, п.4) медицинские учреждения, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами с применением лабораторно-инструментальных исследований: микробиологический контроль эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам (не реже 1 раза в год); контроль параметров микроклимата (не реже 1 раза в год); контроль воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ (проводится в соответствии с технологическим регламентом оборудования СанПиН 2.1.7.2790-10 п.9.1-92.)
  2. Для обеззараживания медицинских отходов в больницах должны быть оборудованы специальные помещения с отдельной вентиляцией (п. 10.1, 10.2 и далее санпин 2.1.7.2790-10);
  3. Учитывая тот факт, что отходы классов Б и В могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса А только после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения (СанПиН 2.1.72790-10 п.-5.1 1 .,5.12), больницы должны быть укомплектованы дополнительным специализированным оборудованием.
    Кроме этого юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в нашем случае медицинские учреждения) обязаны:
    • разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха, соответствующего санитарным правилам;
    • информировать органы и учреждения государственной санитарноэпидемиологической службы обо всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций (СанПиН 2.1.6.1032-01п. 2.2,п.4).
    Таким образом, все классы медицинских отходов безопаснее обезвреживать централизованным способом. Для поддержания соответствующего уровня санитарноэпидемиологического благополучия населения в курортном регионе было бы целесообразнее контролировать несколько предприятий по централизованному термическому обезвреживанию биологических и медицинских отходов с учётом принятой территориальной схемы. Систематический ежедневный контроль в отдельности в каждой больнице участка обезвреживания медицинских отходов проблематичен с учётом большого количества лечебных и лечебно-оздоровительных учреждений, фармацевтических учреждений на территории Края.

В свете существующей проблематики, Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю предлагает:
-рассмотреть вопрос на уровне ЗСК края о разработке и принятия региональных нормативов образования медицинских отходов (11.3.7 СанПиН 2. I .7.2790-10).
-Министерству здравоохранения Краснодарского края представить список ЛПУ государственного и негосударственного сектора с определением качественного и количественных состава образующихся медицинских отходов, с определением унифицированной системы сбора и удаления отходов с учетом необходимости раздельного сбора и удаления отходов различных классов.
-Управлению Роспотребнадзора по Краснодарскому краю:
провести проверки всех хозяйствующих субъектов в сфере обращения с медицинскими отходами, разработать реестр субъектов для включения в территориальную схему обращения с отходами на Краевом уровне,
-при выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности учитывать наличие договоров на вывоз и дальнейшую утилизацию медицинских отходов со специализированными организациями. имеющими установки по утилизации медицинских отходов.

 

Заместитель руководителя                                                                                                                                                                                                         Ю.Г.Ананич